Воскресенье, 28.04.2024, 23:21
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Школа

Школьное обучение

Право «особого» ребенка на школьное обучение регламентировано Российским законодательством вполне определенно и твердо. Это право, помимо признанных Россией международных документов, определяется, прежде всего, Конституцией РФ:

...Статья 43.

1.      Каждый имеет право на образование.

2.      Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования...

Действующий и по сей день Закон СССР от 11.12.90 г. «Об основных началах социальной защищенности инвалидов» декларативно закрепил принцип, согласно которому «государство проявляет особую заботу о детях-инвалидах» (ст. 3).

Обязанность государства обеспечить воспитание и обучение ребенка-инвалида в любой удобной и доступной для него форме определяется Федеральным Законом «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ:

Статья 18. Образовательные учреждения, органы социальной защиты населения, учреждения связи, информации, физической культуры и спорта обеспечивают непрерывность воспитания и образования, социально-бытовую адаптацию детей-инвалидов.

Образовательные учреждения совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают дошкольное, внешкольное воспитание и образование детей-инвалидов, получение инвалидами среднего общего образования, среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Детям-инвалидам дошкольного возраста предоставляются необходимые реабилитационные меры и создаются условия для пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа. Для детей-инвалидов, состояние здоровья которых исключает возможность их пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа, создаются специальные дошкольные учреждения.

При невозможности осуществлять воспитание и обучение детей-инвалидов в общих или специальных дошкольных и общеобразовательных учреждениях органы управления образованием и образовательные учреждения обеспечивают с согласия родителей обучение детей - инвалидов по полной общеобразовательной или индивидуальной программе на дому.

Порядок воспитания и обучения детей-инвалидов на дому, в негосударственных образовательных учреждениях, а также размеры компенсации затрат родителей на эти цели определяются Правительством Российской Федерации.

Содержание детей-инвалидов в дошкольных и общеобразовательных учреждениях осуществляется за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

Прямым гарантом права «особого» ребенка на школьное обучение выступает Закон «Об образовании», и прежде всего — приведенные выше ст. 5, п. 6; ст. 18, п. 2; ст. 40, п. 8; ст. 50, п. 10. Ответственность за это местных органов определяется статьей 31:

1.      Органы местного самоуправления ответственны за: реализацию права граждан на получение установленного настоящим Законом обязательного основного общего образования...

Поэтому именно с местных органов образования необходимо требовать выполнения Закона: обеспечения «особому» ребенку права посещать школьное учреждение — любое, которое выберут родители (ст. 52, п. 1).

Здесь особо следует остановиться на роли психолого-медико-педагогических консультаций (ПМПК), или, по-старому, — медико-педагогических комиссий. В соответствии с Законом РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ееоказании»

— направление детей и подростков на медико-педагогическую комиссию осуществляется по инициативе учреждений образования с согласия родителей, либо иного законного представителя, а также по инициативе родителей, либо иного законного представителя.

Поэтому практикуемый сплошь и рядом отказ взять ребенка в образовательное учреждение, которое выбрал родитель, без направления от ПМПК — юридически неправомерен. И уж совершенно дискриминационными являются заключения ПМПК о «необучаемости» ребенка; определение ребенка на основании такого «заключения» в «собесовский» психоневрологический Интернат абсолютно противозаконно. Даже чисто формально Помещение ребенка в такой интернат по сути своей является организацией его проживания, а отнюдь не обучения и развития, "родителям, получившим на руки такое «заключение», помимо сведений о его незаконности (и вытекающей отсюда возможности обратиться в суд) следует помнить, что, согласно Приложению к приказу Гособразования СССР № 340 от 15 июля 1991 г. «Примерное положение о психолого-медико-педагогической консультации»,

Заключение ПМПК носит рекомендательный характер и может быть основанием для направления детей и подростков в специальное учебно-воспитательное и лечебное учреждение при согласии родителей (лиц, их заменяющих).

Если в поле зрения родителей нет специального обучающего учреждения или класса, то надо добиваться их создания, а параллельно — возможности ребенку посещать обычный класс хотя бы на некоторых уроках (музыка, физкультура, ИЗО). Возможность индивидуальных занятий физкультурой определяется «Основами законодательства РФ о физической культуре и спорте от 27 апреля 1993 года № 4868-1»:

Ст. 12, п. 6.

С обучающимися, имеющими отклонения в развитии, включенные в образовательную программу занятия проводятся в рамках рекомендованной индивидуальной программы реабилитации.

Это дает право ребенку на обеспечение образовательным учреждением индивидуальных занятий физкультурой в соответствии с индивидуальной программой реабилитации, которую обязаны разработать для ребенка-инвалида в органах соцзащиты (см. раздел «Дошкольное детство» — об индивидуальной программе реабилитации).

...Ст. 33.

1.      Детям ...-инвалидам физкультурно-спортивные услуги предоставляются бесплатно.

Возможность защищать право ребенка на получение образования поддерживает также Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (принят Государственной Думой 3 июля 1998 года; одобрен Советом Федерации 9 июля 1998 года):

Статья 8.

1. Государственные минимальные социальные стандарты основных показатель качества жизни детей включают в себя установленный минимальный объем "социальных услуг по: гарантированному, общедоступному бесплатному начальному общему, основному общему, среднему (полному) общему образованию, начальному профессиональному на конкурсной основе среднему профессиональному, высшему профессиональному образованию, воспитанию в образовательных учреждениях. ...Статья 9. Меры по защите прав ребенка при осуществлении деятельности в области его образования и воспитания

1. При осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении, специальном учебно-воспитательном учреждении или ином оказывающем соответствующие услуги учреждении не могут ущемляться права ребенка.

...Статья 15. Защита прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

1. Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, имеют право на особую заботу и защиту со стороны федеральных органов государственной власти, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.

Защита прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, осуществляется федеральными органами государственной власти, органами законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Такая защита должна обеспечивать выживание и развитие детей, их участие в общественной жизни.

Государство гарантирует судебную защиту прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

2. В целях защиты прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, создаются соответствующие социальные службы для детей, которые по поручению компетентного органа исполнительной власти, органа местного самоуправления или на основании решения суда в соответствии с государственными минимальными социальными стандартами основных показателей качества жизни детей разрабатывают индивидуальную программу реабилитации ребенка. Указанная программа включает в себя оценку (экспертизу) состояния ребенка, в том числе проведенную учреждениями здравоохранения оценку состояния здоровья ребенка, психологические и иные антикризисные меры, а также долгосрочные меры по социальной реабилитации ребенка, которые осуществляются социальной службой самостоятельно или совместно с образовательными учреждениями, учреждениями здравоохранения и другими учреждениями.

...Статья 17.

...2. В соответствии с предметом ведения органы местного самоуправления могут принимать решения об осуществлении мероприятий по защите прав и законных интересов детей, координировать свои действия с действиями органов исполнительной власти в части поддержки федеральных, региональных, местных программ защиты прав и законных интересов детей, поддержки детства, а также мероприятий, осуществляемых в данной области. Органы местного самоуправления могут заключать договоры с юридическими и физическими лицами об оказании услуг по социальному обслуживанию детей, в том числе детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Ст. 17 позволяет органам местного самоуправления заключать договоры с юридическими и физическими лицами на социальные и реабилитационные услуги (в случае действия регионального закона о социальном заказе в соответствии со ст. 19 для финансирования используется механизм социального заказа). Это означает, что если в данном регионе нет государственного учреждения, оказывающего помощь семье в воспитании «особого» ребенка или группы детей, но есть отдельные специалисты или группы специалистов, готовые заниматься с такими детьми, то, на основании права ребенка на образование и упомянутого Закона, надо убедить органы местного самоуправления реализовать для таких детей право на воспитание и развитие, заключив соответствующие договоры с готовыми к работе специалистами.

...Статья 19. Государственный заказ на производство товаров и оказание услуг для детей

1. При осуществлении федеральными органами исполнительной власти мероприятий по реализации государственной политики в интересах детей в соответствии с законодательством Российской Федерации может формироваться государственный заказ на производство товаров и услуг для детей посредством заключения государственными заказчиками государственных контрактов.

В соответствии с законодательством Российской Федерации государственным контрактом могут быть предусмотрены контроль за выполнением государственного заказа и оказание помощи в его выполнении.

2. Услуги центров социальной помощи семье и детям, учреждений реабилитации и социального обслуживания детей-инвалидов, центров психолого-педагогической помощи населению, социальных приютов для детей и подростков, социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних и других социальных служб для детей, включенные в состав государственных минимальных социальных стандартов основных показателей качества жизни детей, как правило, оказываются в порядке выполнения государственного заказа.

Социальные службы независимо от организационно-правовых форм и форм собственности в случае размещения государственного заказа на оказание услуг для детей при реализации государственного заказа руководствуются социальными нормативами и нормами, предусмотренными законодательством Российской Федерации для соответствующих государственных учреждений и организаций.

К сожалению, в России пока еще не принят на федеральном уровне закон о социальном заказе. Однако такие законы на региональном уровне приняты уже не менее чем 20 субъектами Федерации. Ст. 19 указанного закона позволяет местным властям использовать в таких регионах вполне конкретный механизм финансирования организаций, оказывающих реабилитационно-образовательные услуги «особым» детям, — механизм социального заказа.

...Статья 23.

1. Родители (лица, их заменяющие), а также лица, осуществляющие мероприятия по образованию, воспитанию, развитию, охране здоровья, социальной защите социальному обслуживанию ребенка, содействию его социальной адаптации, социальной реабилитации и (или) иные мероприятия с его участием, вправе обратиться в установленном законодательством Российской Федерации порядке в суд с иском о возмещении ребенку вреда, причиненного его здоровью, имуществу, а также морального вреда.

Эта статья позволяет возбуждать судебный иск, связанный с защитой права ребенка на образование и возмещением ущерба от нарушения этого права, не только родителям, но также родительским ассоциациям и специалистам, которые занимаются с ребенком. Это сильно повышает шансы истца, поскольку родительские ассоциации и организации специалистов, как правило, имеют больше возможностей для привлечения к делу профессиональных юристов, чем действующие в одиночку родители.

2. При рассмотрении в судах дел о защите прав и законных интересов ребенка государственная пошлина не взимается.

Утвержденные в последние два-три года Типовые положения о специальных образовательных учреждениях различных типов и о различных формах школьного обучения позволяют подобрать учреждение, подходящее по формальным параметрам для ребенка с любыми нарушениями развития. Среди таких Типовых положений можно выделить следующие:

— Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии (утверждено Постановлением Правительства РФ № 288 от 12 марта 1997 г.):

1. ...Для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии создаются следующие специальные (коррекционные) образовательные учреждения:

·         коррекционные (компенсирующие) учреждения дошкольного образования;

·         коррекционные общеобразовательные учреждения...

Настоящее Типовое положение распространяется также на специальные классы группы), создаваемые в установленном порядке в образовательном учреждении...

4. Коррекционное учреждение обеспечивает воспитанникам условия для обучения, питания, лечения, социальной адаптации и интеграции в общество...

8. Учредителем муниципального коррекционного учреждения являются органы местного самоуправления.

— Типовое Положение об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (утверждено Постановлением Правительства РФ от 31 июля 1998 г. № 867):

...3. Основными направлениями деятельности учреждения являются:

...— организация коррекционно-развивающего и компенсирующего обучении;

... — ...психокоррекционная работа с детьми;

... — оказание помощи обучающимся в профориентации, получении профессии, трудоустройстве и трудовой адаптации...

22. В учреждение принимаются дети, обратившиеся за помощью самостоятельно, по инициативе родителей (законных представителей), направленные другим образовательным учреждением с согласия родителей (законных представителей):

— с высокой степенью педагогической запущенности, отказывающиеся посещать образовательные учреждения;

— с нарушением эмоционально-волевой сферы...

— Типовое Положение об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста (утверждено Постановлением Правительства РФ от 19 сентября 1997 г. № 1204):

...4. Настоящее Положение является типовым для следующих видов государственных и муниципальных учреждений:...

— начальной школы—детского сада компенсирующего вида — с осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников и обучающихся.

— Типовое положение об оздоровительном образовательном учреждении санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 27 августа 1997 г. № 1117.

Если же в конкретном регионе еще не существует специального образовательного учреждения или класса, то с ребенком обязаны заниматься индивидуально учителя местной общеобразовательной школы, что регламентирует «Порядок воспитания обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях, а также размеры компенсации затрат родителей (законных представителей) на эти цели», утвержденный Постановлением Правительства РФ № 861 от 18 июля 1996 г:

1. Для детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья... не могут образовательные учреждения, органы управления образованием ...обеспечивают обучение этих детей на дому.

...3. Обучение на дому детей-инвалидов осуществляет образовательное учреждения реализующее общеобразовательные программы..., как правило, ближайшее к месту жительства.

Согласно указанному Постановлению, Минздрав РФ должен твердить перечень заболеваний, наличие которых дает право ребенку-инвалиду на обучение на дому. Однако такой документ пока не принят, в связи с чем применяется старый нормативный акт, утвержденный Приказом Министерства просвещения РСФСР от 8/28 июля 1980 года № 281-М/17-13-186. Ниже приведены выдержки из этого перечня, относящиеся к психоневрологическим заболеваниям:

Перечень заболеваний, по поводу которых дети нуждаются в индивидуальных занятиях на дому и освобождаются от посещения массовой школы

Психоневрологические заболевания:

1.      Душевные заболевания (шизофрения, психозы различной этиологии) в стадии обострения.

2.      Эпилепсия в стадии обострения.

3.      Неврозы, реактивные состояния, врозоподобные состояния, в том числе энкопрез, стойкий дневной энурез, тяжелое заикание в стадии декомпенсации.

4.      Выраженные энцефалоастенические проявления различной этиологии (травматической, инфекционной, соматической).

5.      Психопатии, психопатоподобные состояния в стадии декомпенсации.

Примечание. Не дается право на индивидуальное обучение детям со слабоумием в степени имбецильности.

Показания для индивидуального обучения детей на дому по программе вспомогательной школы

1. Олигофрения в степени дебильности, осложненная следующими синдромами:

а) Развернутыми дневными эпилептическими припадками;

б) Нарушениями опорно-двигательного аппарата;

в) Выраженным энцефалоастеническим состоянием;

г) Синдромом двигательной расторможенности;

д) Энкопрезом и дневным энурезом;

е) Реактивным состоянием.

2. Эпилепсия со слабоумием (развернутые дневные припадки).

3. Шизофрения, дефектное состояние в стадии декомпенсации.

4. Травматическое и эндокринологическое слабоумие в стадии декомпенсации.

5. Текущие органические процессы в состоянии обострения.

Показания для освобождения от обучения на длительное время (полный учебный год) учащихся, страдающих психоневрологическими заболеваниями

По общеобразовательным школам

1.      Душевные заболевания (шизофрения, психозы различной этиологии в острой фазе).

2.      Эпилепсия с частыми развернутыми судорожными припадками.

3.      Операция на мозге.

4.      4. Резко выраженные энцефалоастенические состояния после тяжелых травм черепа и тяжело протекавших инфекции.

5.      5. Тяжелые неврозы (неврастении, психастении).

По вспомогательным школам

1.      Душевные заболевания (шизофрения, психозы различной этиологии) в острой фазе.

2.      Эпилепсия с частыми развернутыми судорожными припадками.

3.      Операция на мозге.

4.      Резко выраженные энцефалоастенинеские состояния после тяжелых травм черепа и тяжело протекавших инфекций.

Показания для создания облегченного режима учащимся, страдающим соматическими, психоневрологическими заболеваниями (дополнительный выходной день, освобождение от некоторых уроков, неполный перевод на индивидуальное обучение)

По общеобразовательным школам

Психоневрологические заболевания:

1.      Душевные заболевания (шизофрения, психозы различной этиологии) в стадии неполной компенсации.

2.      Эпилепсия в стадии обострения (учащение приступов, наличие дисфорий).

3.      Церебральная недостаточность на отдаленных этапах после операции на мозге.

4.      Выраженные энцефалоастенические состояния после тяжелых травм черепа и тяжелых инфекционных заболеваний.

Организация индивидуального обучения учащихся на дому должна проводиться на основании заключения лечебного учреждения (больницы, поликлиники, диспансера ) и с разрешения, в каждом отдельном случае, районного (городского) отдела народного образования.

Несомненно, что в целом данный акт задуман как дискриминационный — не разрешить детям с определенными проблемами обучаться в обществе сверстников. И потому попытка применения его чиновниками в дискриминационных целях — «отлучить» «особого» ребенка от образования — может быть оспорена суде (если не удалось договориться «миром») на основании приведенной в разделе I. Конвенции о борьбе с дискриминацией в области образования (ст. 1.1, п. «а»). Сам же акт, коль скоро он трактуется как дискриминационный, подлежит отмене (замене а другой) на основании ст. 3, п. «а») указанной Конвенции; этого следует добиваться в судах того уровня, в чью компетенцию входит принятие решений об отмене таких актов. Однако юридически название этого акта может трактоваться как возможность освобождения от посещения школы и вывода на индивидуальное обучение. Если же его название трактуется чиновниками как необходимость вывода на индивидуальное обучение (запрет заниматься в классе), то это входит в противоречие со ст. 52, п. 1 Закона «Об образовании», который дает родителям право самим выбирать формы обучения своего ребенка. А поскольку существует примат поздних законодательных актов над более ранними, то такая трактовка юридически неправомочна.

Однако, несмотря на свою дискриминационность, этот акт дает основание родителям для получения полагающейся денежной компенсации, которую родители могут использовать для адекватного развития и обучения ребенка (у частных педагогов-энтузиастов, в подходящем реабилитационном центре и т. п.).

Заметим также, что раздел «Показания для создания облегченного режима» декларирует право детей с перечисленными проблемами (в том числе «с эпилепсией в стадии обострения»!) обучаться в классе.

На основании данного списка заболеваний лечебно-профилактическое учреждение выдает заключение о необходимости обучения ребенка на дому. Затем по заявлению родителей ребенок зачисляется в образовательное учреждение по месту жительства, реализующее общеобразовательные программы. Образовательное учреждение, обучающее ребенка на дому, в частности, обязано обеспечить учащегося специалистами из числа педагогических работников для освоения им образовательной программы, причем помимо педагога по общим дисциплинам к ним относятся: логопед, инструктор ЛФК, массажист — этот факт разъяснен Письмом Минобразования РФ № 15/РО-2751. Письмо является ответом на конкретный запрос, поэтому приведем полностью:

Управление реабилитационной работы и специального образования Минобразования России сообщает, что в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 40, п. 8):

«Родителям (законным представителям), осуществляющим воспитание и образование несовершеннолетнего ребенка в семье, выплачиваются дополнительные денежные средства в размере затрат на образование каждого ребенка на соответствующем этапе образования в государственном или муниципальном образовательном учреждении, определяемых государственными (в том числе ведомственными) и местными нормативами финансирования. Выплаты производятся за счет средств учредителей государственных и муниципальных образовательных учреждений соответствующих типов и видов до получения ребенком среднего (полного) общего или начального профессионального образования либо до достижения им возраста, определенного законодательством Российской Федерации в качестве предельного для выплат социального пособия на детей. Сумма указанных выплат не включается в облагаемый подоходным налогом доход граждан».

Это значит, что кроме часов, отведенных учебным планом обучения на дому образовательным дисциплинам, образовательное учреждение, к которому прикреплен Ваш ребенок, должно выплачивать заработную плату за почасовую нагрузку также учителю-логопеду, инструктору ЛФК и массажисту (если последний имеется в штатном расписании учреждения), работающим еженедельно по 2—3 часа каждый, но не более 6 часов в целом в неделю на коррекцию общего физического и речевого развития.

Пункт 8 упомянутого выше Постановления Правительства РФ № 861 от 18 июля 1996 г. гласит:

...8. Родителям (законным представителям), имеющим детей-инвалидов, осуществляющим воспитание и обучение их на дому самостоятельно, органами управления образованием компенсируются затраты в размерах определяемых государственными и местными нормативами финансирования затрат на обучение или воспитание в государственном или муниципальном образовательном учреждении соответствующего типа и вида.

Проблема указанной компенсации в том, что четко не установлен ее размер в денежном выражении. Государственный норматив финансирования образовательных учреждений, о котором говорится в Постановлении, должен ежегодно утверждаться федеральным законом (ст. 40 Закона «Об образовании»), но Федеральное Собрание пока ни разу не выполнило своей обязанности. На местном уровне такие нормативы зачастую также не утверждаются, в связи с чем размер компенсации определяется органами управления образованием исходя из реальных (фактических) затрат на обучение одного ребенка-инвалида в образовательном учреждении.

Важно помнить, что помимо компенсации затрат «на обучение или воспитание в государственном или муниципальном образовательном учреждении соответствующего типа и вида» родители ребенка-инвалида имеют право на получение еще одной компенсации — на осуществление индивидуальной программы реабилитации — ИТР.

Категория: Школа | Добавил: turist (22.04.2012)
Просмотров: 2901 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]