Главная » Статьи » Развитие и воспитание |
Так же про это пособие можно прочитать в последнем номере журнала "Сделай шаг" (номер 3(44)октябрь 2011), который выпускает ДСА. В системе Нумикон каждое число имеет зрительный и тактильный образ – представлено в виде цветной пластмассовой пластинки соответствующего размера и с соответствующим количеством отверстий, диметр которых чуть больше толщины пальца ребёнка.
Их можно выстраивать в ряд, накладывать на специальную доску (по типу «Лего»), на плоскостное изображение, использовать для конструирования по рисунку на плоскости и составлять из них свои узоры.
С помощью штырьков, входящих в комплект Нумикона, можно проделывать упражнения, устанавливая соответствие между числом, формой Нумикона и количеством. Запомнив образ числа, ребёнок в дальнейшем соотносит форму Нумикона с числом, не нуждаясь в пересчёте дырочек на ней – она становится для него паттерном.
легче цифрового ряда. Выстраивая в ряд формы Нумикона, ребёнок видит, что каждое следующее число больше предыдущего на один.
Соединяя две формы между собой на плоскости и находя соответствующую получившуюся новую форму (если счёт идёт в пределах 10), ребёнок получает представление о сложении и составе целого из частей, а убирая одну из частей – о вычитании.
Таким способом можно подойти к представлению о простейших уравнениях типа 5 + … =8 .
Нам кажется важным, что с помощью Нумикона ребёнок учится считать не единицами, а сразу паттернами, что значительно облегчает в дальнейшем для него счётные операции и позволяет производить их быстрее. В то же время Нумикон сам по себе является наглядным и осязаемым счётным пособием, «счётной машинкой», которая позволяет быстро и понятно производить операции сложения и вычитания ребёнку-дошкольнику. Детям с задержкой развития или интеллектуальной недостаточностью Нумикон будет помогать и в более старшем возрасте. Важно отметить, что для формирования у детей элементарных математических представлений мы использовали пособие Нумикон в сочетании с другими, используемыми нами прежде, материалами и методиками, как дополнение к ним. Образование, состав чисел и счётные навыки отрабатывались на разнообразном предметном материале. Числовая лесенка выстраивалась с помощью LEGO Education, это пособие давало также возможность детям оперировать с цифрами в период, предшествующий их записи. Широко использовалось пособие «кораблики» - современный удобный аналог счётных палочек, карточки с точками и предметными картинками, дидактические игры, печатные материалы. Использование вместе с Нумиконом разнообразных материалов и пособий предотвращало возникновение у детей стереотипов, например, привязки числа к цвету формы нумикона, облегчало возможность переноса полученных умений и навыков, способствовало наиболее эффективному формированию Видео с семинара по инклюзивному образованию "Обучение математике" Результаты использования Нумикона (в сочетании с другими пособиями) с детьми 6-7лет: - дети группы развития «Особый ребёнок» (диагноз - РДА, ОНР 1, выраженная интеллектуальная недостаточность), которым прежде счёт был недоступен, выстраивают числовой ряд из форм Нумикона, соотносят формы Нумикона с цифрами; - у детей с синдромом Дауна 6-7 лет сформирован счёт в пределах 8-10: пересчёт, отсчёт заданного количества, соотнесение количества, числа и цифры. Дети осваивают с помощью Нумикона операции сложения и вычитания в пределах 5-9, записывают примеры с помощью LEGO Education; - дети с ДЦП (тетрапарез, ЗПР) с помощью Нумикона освоили числовой ряд. Сформирован счёт в пределах 10, дети выполняют счётные операции в пределах 10 с помощью Нумикона, записывают примеры с помощью LEGO Education; - дети, имевшие в начале года диагнозы ЗПР и ОНР, в настоящее время выполняют все задания по формированию счётных представлений, соответствующие возрастной норме. С помощью Нумикона они могут участвовать в занятиях инклюзивной группы наравне с нормативно развивающимися детьми; - нормативно развивающиеся дети с помощью Нумикона легко решают примеры с переходом через десяток. Леонтьева Елена Ефимовна – учитель-дефектолог ГОУ д/с 288 г. Москва. Как мы начали работать с нумиконом. (мама Вари) | |
Просмотров: 2395 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |